Борис Козлов

Kак я был монтировщиком

- Был я в этой "Таганке". Страшный театр, а монтировщики еще хуже нас.

С этой концептуально-патриотической фразы началась моя жизнь в искусстве.

Вот уже какое-то время я работаю в драматическом театре монтировщиком декораций. Тем самым рабочим сцены, о котором зритель только догадывается, а актеры мечтают увидеть трезвым.

На самом деле, мы - те люди, которые воплощают на подмостках гениальные идеи-прозрения режиссеров и художников. А поскольку идеи, в полном соответствии с учением г-на Канта из приморского города, очень далеки от реальности, то и их авторов мы стараемся отправить подальше. Хотя, признаться, бывает и наоборот. Но такие спектакли мы не любим.

Нет, не подумайте, мы очень сопереживаем драматическому искусству. Например, всякий раз, когда пресловутые три сестры по очереди начинают хлопать дверьми павильона, сердце обрывается в бездну табуированной лексики. Павильон опасен в статике, а в моторике своей непредсказуем. Или Гамлет Эльсинорский. Каждый раз во время терзаний на тему трудного детства, хочется возопить: "Принц, да не опирайся ты на колонну". Ну, с этим-то все ясно - безумен. А вот Страшила. Получил ты мозги фром Гудвин спешиал, положи потом на место. Нет, бросит куда ни попадя. Следующий раз подсунем реквизиторам гипофиз из "Собачьего сердца", будет лаять на пару с Тотошкой.

Вообще, у элементов декораций и реквизита есть поразительное свойство - теряться. Вот аленький цветочек. Пропал еще в начале сезона. Каждый раз проявляем чудеса флористики. Последним цветочком было что-то веселенькое из букета Альмавивы, то-то Аленушка удивилась. А что поделаешь? Сказка - и цветы в ней сказочные.

Для зрителя волшебно-мистической фразой является заклинание - "запах кулис". Открою тайну, известную нам и нашему коллеге, монтировщику Уильяму из лондонского "Глобуса": кулисы - они пыльные, потому что стирать их некогда. Спектакли идут каждый день, и актерам нужно обязательно уходить за кулисы, особенно когда холодно, особенно зимой, а за кулисами можно что-нибудь спрятать... или попросить чего-нибудь у нас, потому что актеров нужно беречь - и мы для них бережем.

А еще Уильям из Лондона говорит, что театр начинается с вешалки. Если у вас есть знакомая гардеробщица, тогда - да. Но на самом деле театр начинается с монтировщика, который первым приходит на сцену и последним её покидает, потому что он её работник.

- И ради чего? - спосите вы.

- Ради неё, - отвечу вам я.

Ради хрупкого создания с распахнутыми глазами, амплуа которой - Сонечка, Варенька, Аленушка, Машенька и прочие лишенные перспективы персонажи. Ради неё я тщательнее привязываю облака, ради неё отвтственнее пробиваю тропинку, ради неё я разыскал аленький цветочек. Он оказался в ящике с "Москвой - Петушками". Интересно, как он туда попал? Вроде, в тот вечер посуду брали из "Буратино".

А еще, во всяком уважающем себя театре проживает свой призрак. Благодаря персоналу западных и заморских театров, стал широко известен Фантом Оперы - аналог нашего почвенного призрака рабочего сцены, которого, в свою очередь, некоторые, мистически озабоченные определяют как Черного Монтировщика.

Это он ночами передвигает мебель на складе декораций, это он скрипит половицами сцены, это его тень заставляет ночных сторожей вспоминать о трудовом законодательстве.

Волею очень изменчивой, но симпатичной судьбы однажды мне пришлось провести ночь в театре, в декорациях "Дюймовочки". Там мы и встретились. Я и она. В смысле, потом подошел и Призрак Монтировщика. Его не смутили продукты полураспада ректификата, витавшие в воздухе, и, посетовав на эльфийские нравы, Призрак толерантно удалился. Будить не стал.

Очевидно, что в аутентичной ситуации некогда оказался и мой коллега Уильям, повстречав призрак рабочего сцены театра "Глобус".

Эта встреча оказала решающее влияние на судьбу обоих. Первый стал драматургом, второй получил в его пьесе роль со словами.

И теперь понятно, что призрачность является истоком и основой драмы как жанра и что там, где нет определенного виноделами процента ирреальности, нет и драмы.

Эти озарения-прозрения Шекспира достойно оценила Англия Кентервилей и Ашеров. В этом направлении шагает Джек Дэниэлз и скачет Белая Лошадь.

Отпавимся же и мы вслед за ними или просто за ними.

Туда, где Фантом Драмы вручает казенный аленький цветочек Фее из "Золушки", где соседствуют времена и жанры, туда, куда однажды, любопытства ради, заглянет хрупкое создание с распахнутыми глазами - на склад декораций.

Посуда у нас там имеется, правда, большой компании тесновато, зато начальство никогда не заходит.

Вверх ::: Борис Козлов

Hosted by uCoz