Ирина Мастерман
Сoдержание:БессонницаИЕРУСАЛИМ Пилигрим ДАЧА Пиковый валет Веер Грифон ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОДИССЕЙ КРИК Портсигар Когда-нибудь Сестра Простыни Мгновение |
О себе:Люблю: поэзию, природу, домашних животных, птиц , интересных людей, ехать далеко в поезде, читать.
|
Бессонница Не сплю. Опять в глаза Бессонница мне вкалывает вилы. И угрызений совести волна Напоминает горб могилы. Здесь я-хозяйка. Помню имена. Бессильно горе Магдалины. Истёрты, в кровь её глаза, Её глаза вдруг ставшие моими. И на дыбы становится стена, Отряхивая требный плач. Без силы В неводе гардин луна. Мой ангел однокрылый. ИЕРУСАЛИМ Я так хочу в Иерусалим. Хочу легко покинуть дом - из елей запелёнутых, из долгих дождевых прелюдий. Покинуть так легко, как покидает беззаботный бедуин двугорбый трон коленопреклонённого верблюда. В земле обетованной воскресить руины и сада чёрного заведомый обман, и волшебство псалмов царя Давида, смутьяна иудейского - язвительный кальян. На козью шкуру бросить сувенирный шекель, и на прощанье в плачущей стене оставить чистоты клочок - тот белоснежный ветер заветного желанья : "Помни обо мне" Пилигрим И этот день пройдёт. И тоже мимо. Поднимет прах столбом, как пилигрим. И я, вдыхая запах тлена и дорожной пыли, послушно побреду за ним. Туда, где иноверный муэззин гортанью обагряет неба голубую глину. Туда, где всё ещё пустой престол хранит любви святые мощи и исподлобья - на ночной постой скребётся память - из собачьей плошки. ДАЧА И этот невесомый свет, когда становятся длинее тени, и эти тысячи мтновений ожиданья. Ожиданья чуда. Наверно, именно тогда, из много-много дней назад, давал отец без сожаленья -- обет вдовца. Он знал. Он знал -- мир может рухнуть, но пока, поближе к вечеру, к босым ногам, к поливке огуречной - в саду, на пожилой, дичаюшей скамейке есть : мама, я, рассеяная вечно, младшая сестра с помятой лейкой. И для нас он проскипит расхлябанной калиткой. И сразу упадёт, мерцая ароматным свитком - лиловая сирень. Сирень слетает с маминых колен, а мне взамен - ещё так много надо позабыть и вспомнить : и ласточек, и крыльев посвист, и меловую бледность в маминых губах, и радость обретения. Пришёл с работы папа. Он устал. Пиковый валет Пусть будет так. Мне выпала - разлука. Мне памятен: тот ветер в феврале, Свиданием любовным, взятый на поруки,- Обманный человек, мой пиковый валет. Я помню как сейчас: Холодный дом, притворства угловатость И, псом приваженным, изодранную дверь; Свисающие клочья серой ваты И, маковкой церковной - заострённый день. Что выбрать в западне сквозной, февральской? Тебя? Той памятной зимы - опустошителъную дань? Себя? Поникшую в крестьянском полушалке? Пусть лучше так. Накинув шаль, я выбрала - февраль. Веер Я становлюсь добрее. Благодарней тебе. За долгие слёзы, какими плачу - я и смирившиеся доходяги кони, когда они бродят бесцельно на бойне, до тех пор, пока двое опившихся работяг их не загонят в - никуда, или в - беспредельность. Что, собственно говоря, является одной мерой. Или - формой разъединения. При которой остаётся - только помнить, что когда-то приснилась твоя рука. изящная, гибкая, как веер. Извлечённая из квадрата моих грузных ладоней - едва ли не птичья. И пробужденье не смыло величья - носить в себе грустную нежность. Не день. И не два. Грифон Переболеть. На ноги встать. Купить обновы. И в комьях, вылетающих из-под стремительной подковы, однажды, птиц над бездорожьем увидать. Припомнить, как табунщик дед, схватив за ноздри жеребца - монгола левой, а правой кулаком крушил коня меж; глаз, чтоб усмирённому вцепиться в гриву, и раствориться в ковыле, в саратовских степях. Ещё, - самой в десятом поколении кровей монгольских, - жить долго, не познать печаль, и один раз на пустыре, среди осколков - составить завещание. В любимую траву "пастушья сумка" - поставить венский стул, громоздкий патефон и, содрогнувшись, почувствовать, как каменные скулы в ухмылке тянет марширующий грифон. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ Диск солнца на излёте станет похож на слепую луну. Я буду ждать, пока из морока воспоминаний вернётся память. Мы с ней сойдемся истекающим пространством. Плеснёт закатом меркнущий покров. Мы вспомним, как умело, как бесстрастно нам в жилах отворяли кровь. Нас посетит ночная грусть. Из вещества её возьмутся слёзы.. И мы, поняв, что обескровлены и истиной и ложью - окончим путь. И, с осторожностью ночного зверя мы обе, память- поводырь и я, сойдём по обжигающим ступеням эры жертвоприношений. На алтарь. ОДИССЕЙ Его тошнило от воспоминаний. Прости, мать ужасов - война. Прости ему, итакская жена, - мучительное пламя; его незабываемый Аид. Где жизнь героев - беспородной суке; где запах лотоса - безумие таит. На алтарях гнездятся змеи. Несвежий свод, чудовищем в тягучих шеях, - плавит переворованные друг у друга жизни - девять лет. Троя! Лютует медь. Грехопадений море. Прореженные рощи. Стон костров. И жертвенных и погребальных. Невостребованность бабок повивальных для нестареющих троянских жён. Земли и неба переделы. Разлуки. Сиротская юдоль. Сребролукий, протяни ладонь. Не дай рыдать ребёнку у предела. Вдохни и выдохни любовь. КРИК Я окунулась в странный мир. Там было тихо. Отрешённо И чей-то крик, как колокольчик прокажённых, взорвался в тишине. И сник, как шёлк, что падает с бедра, как чья-то горестная участь; быть может, это с воплем, собственных детёнышей замучив, - сорвался в пустоту листок календаря. А, в тупиках глухих, за ковриком входным - мертвецки безучастным, - читали "Евангелие от Луки", не веря в непорочное зачатье. Портсигар Нет прошлого. Есть только будушее. Но мне там не бывать: с фанерной бабочкой В послевоенном церемониальном сквере, насыщенном гулянием семейным слегка манерных женщин и мужчин в зелёных, реже синих, но в непременных галифе. Там не бывать- непритязательной, провинциальной атмосфере, где развлечение- станционный, крытый дисками перрон, буфет. Куда зайти героям и заказать: семье -- "крем соду" Купить конфет. Себе -- два раза взять по "сто". Занюхать хлебом. слушать духовой оркестр, играющий "бостон" Курить "Казбек". Дышать невозмутимо паровозной гарью. И говорить с горячностью. И только о войне. В том будущем -- нет места именному портсигару, неповторимым жестом извлечённого отцом из брюк. Когда-нибудь Я знаю, что не скоро, но когда-нибудь, я загляну в твои глаза. Раскосые, как одинокий парус, и, отдаленные судьбой, как отдалён в театре верхний ярус: и знаю, что хмелея радостно от встречи - я только вскользь упомяну - почти беспечно, как познавала каждодневно без тебя высокое искусство смерти и безучастность камня к ветру и дождям. И той же мерой зачаровано глядясь в твои глаза, я разпознаю главное: зачем на свете я была. Сестра Помилуй меня, ночь. И награди. Не мраморною глыбой на могиле, а дай -- наследника, прошу, И я скажу: сегодня -- праздник. Сегодня, я оставляю худшее из людоедства -- глодание себя, того острвеневшего в сознаньи: "я -- бесследна" ," я -- одна". И всё, что прежде по- хозяйски наползало из провала -- пускай злобясь умрёт у входа. И вот -- моя сестра. Мы у окна. Как и положено в вагонах, разит и хлоркой, и едой. (как эпидемия, в вагоне ужин). Роятся сумерки в углах. И, на её лицо, уставшее от лжи и пудры ложатся хлопьями медлительная мгла, не исказив знакомую возможно мне одной, - почти иконную влиятельную строгость и ту чарующую робость, которая сквозит в чертах у обречённых на любовь и тех, кто много младше. В сопровождении обвального дождя -- мы пили чай. Скитались ложечки в стаканах. И у промоины оконной я поняла, (навряд ли объяснимое бывает в тайнах -- так появляются внезапные прозренья или, к примеру, -- избавить могут колдуны от порчи), я сознала, сестра, что остаюсь в тебе, как ты -- во мне. И я спокойна в сердцевине ночи. Простыни Если утром посмотреть в окно с дивана, то двор без забора кажется спросонья савнной (благодаря разброду кустов крыжовника и смородины). Просто пора собирать брошенные на авось простыни. Случайно не украденные ночью, они только на первый взгляд в унисон бытующим здесь нравам, -- замахиваются из-за угла дома на угольный складик, крытый ржавой жестяной рванью, тем самым нанося урон расстоянью. Впрочем, и приворованное ими пространство, став невидимым, не мешает знать, что сосед триста дней в году одетый в сапоги и ватник, топчет улицу шестичасовой ранью в ожидании почтальона. Кроме газет, он ждёт письма. От дочери. Та, между прочим, замужем за земляком Наполеона Бонопарта. Это, я вам скажу, партия для простушки. Её мужа зовут Луи. Их дочку Мэри. Мелким близоруким почерком написано, что она прелесть. Такая маленькая. Ей нужны клизмочки. Каждый из нас: я сосед в телогрейке, почтальонша, Катенька, ставшая иностранкой,-- борется с одиночеством. Простыни в свою очередь, зализывают белыми языками раны надломленного мередиана. Мгновение Он вышел в сад. Всё было -- так обычно. И между тем на этот раз, исполнившись особенного смысла, дрожало у дворовой липы на плечах Медведицы большое коромысло. Из темноты, без всякого злословья между собой знакомые перикликались псы, когда в садах, пересиявших ночью, лишь изредка, для вящей тишины ложилось яблоко со стоном в щетину скшенной травы. Он вдруг услышал, как из недр и куполов колокола дробят неповоротливую вечность, и понял -- эта боль и эта бесконечность и долгого пути внимательная млечность становятся мгновением... его. |